Северный административный округ

Страничка логопеда

Как правильно подготовить ребенка к обучению чтения.

Не секрет, что успех в обучении чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей ребёнка. Например, если ребенок не научится быть внимательным в играх, не связанных с буквами, то и на занятиях по обучению чтению он не сможет долго удерживать внимание, будет отвлекаться. Очевидно, что прежде чем предлагать ребенку запоминать буквы, нужно научить его запоминать картинки. Чтобы увидеть разницу между буквами или услышать особенности произношения разных звуков, ребёнку нужно уметь находить сходства и различия между предметами и звуками окружающего мира. Научившись сравнивать группы предметов, классифицировать их, ребёнок будет использовать уже сформировавшиеся мыслительные навыки в работе с буквами.

Предлагаем игры по подготовке к освоению навыков чтения, направленных на развитие внимания, памяти, мышления, мелкой моторики, для детей с 4 лет.

1. Закончи словечко

Цель: учиться придумывать слова на слоги, развивать фантазию, развивать речь.
Что вам понадобится: мячик.
Как играть?
Бросьте ребёнку в руки мяч, назвав начало выбранного вами слова, например КА. Ребёнок должен вернуть вам мяч, закончив слово. Например, ребёнок ответит ША. Обязательно произнесите целое слово после того, как ребёнок его отгадает (КАША). Потом поменяйтесь ролями. Пусть теперь ребёнок загадывает вам слова.
Играть в эту игру проще, если взрослый и ребёнок заранее договариваются о том, на какую тему будут загадываться слова. Например, овощи или фрукты, транспорт или посуда, "летние" или "зимние" слова, предметы, находящиеся в комнате, и т. п.
Наиболее сложная разновидность игры - назвать как можно больше слов, начинающихся на заданный слог. Например, на слог ПА ребёнок может придумать слова: ПАПА, ПАША, ПАКЕТ, ПАЛЕЦ и другие. Игра поможет избежать в дальнейшем трудностей при чтении слов, когда ребёнок, прочитав две части слова, не может понять его смысл.
Вариант:
Вы "бросаете" ребёнку окончание слова, а он называет слово целиком. Например, ША - КАША; ЖА - ЛУЖА; ТА - КОНФЕТА, КОТЛЕТА, ВАТА и т. п.

2. Звуковые загадки

Цель: учиться различать неречевые звуки, учиться запоминать звуки, развивать память, развивать слуховое внимание.
Что вам понадобится: 2-3 погремушки (разные), барабан, бубен, дудочка, колокольчик, бубенчик, карандаш, ручка, пластмассовая линейка, деревянная линейка, ложка, совочек.
Как играть?
Разложите на столе перед ребёнком музыкальные игрушки: погремушки, барабан, бубен, дудочку, колокольчик, бубенчик. Сначала сами продемонстрируйте ребёнку все звуки, которые можно извлечь с помощью этих инструментов, а затем дайте и ребёнку вволю с ними наиграться, извлекая звуки.
Попросите ребёнка отвернуться, извлеките один из звуков. Пусть ребёнок отгадает, какой предмет вы демонстрировали. Можно предложить ребёнку проверить правильность ответа - дать возможность извлечь звук из указанного им предмета.
Через некоторое время продемонстрируйте 2-3 звука подряд, предложите ребёнку повторить исполненную вами "музыку". В дальнейшем можете загадывать З-6 звуков. Не забывайте повторять звуки несколько раз.
Для этой же игры используйте и другие предметы: карандаш, ручку, линейки (пластмассовую и деревянную), ложку, совочек. С их помощью стучите по одинаковой поверхности, а ребёнок будет отгадывать, чем вы стучали. Через некоторое время произведите несколько звуков последовательно. Можете одновременно стучать и двумя предметами.
Эта игра поможет вашему малышу сформировать слуховое внимание, которое так необходимо при обучении чтению.
Вариант:
Организуйте игру вместе с членами вашей семьи. Ребёнок отвернётся, а вы по очереди произнесёте разные звуки (помычите, чихнёте, пропоёте А-А-А и т. п.). Пусть ребёнок угадает, кто издавал звуки.

3. Звуковой футбол

Цель: учиться различать звуки, учиться определять наличие заданных звуков в словах, развивать внимание.
Что вам понадобится: предметные картинки из любой настольной игры или игрушки ребёнка.
Как играть?
Расскажите ребёнку, что будете играть с ним в необычный футбол: он будет вратарём, а вы будете "бросать" ему в ворота слова. Если в словах, названных вами, ребёнок услышит звук, о котором вы договоритесь с ним, малыш должен поймать слово - хлопнуть в ладоши. Называйте слова, в которых звук находится в начале, в конце, в середине.
В другой раз разложите перед ребенком картинки из настольных игр или игрушки. Предложите выбрать те, в которых есть заданный вами звук.
Внимательно отнеситесь к подбору заданий. Помните, что проще всего услышать гласные звуки - А, О, У, И, Ы, "яркие" согласные звуки, такие как М, Н, Л, Р, из других согласных звуков легче дети выделяют - Ш, С, Р. Не давайте заданий с Е, Ё, Ю, Я. Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука.
Для того чтобы ребёнок успешнее справлялся с заданиями, перед выбором слов дайте ему возможность самому несколько раз произнести заданный звук, услышать звук в собственном исполнении.
Такая игра формирует важный для дальнейшего обучения чтению навык - умение определить наличие или отсутствие звука в слове.
Вариант:
Усложните задание. Ловить можно только те слова, в которых заданный звук находится в начале слова (или в конце слова). При этом старайтесь не предлагать ребёнку слова, в которых первый или последний звук слышится неясно. Например, ОКНО (слышим первый звук А), ГРИБ (в конце слышим звук П).

4. Лишнее слово

Цель: учиться различать звуки, учиться определять звуки в составе слова, развивать слуховое внимание.
Что вам понадобится: предметные картинки (гора, нора, колос, коза, лук, кепка, крот, кот, мед, морж, удочка, букет, цапля, дочка, гвоздь).
Как играть?
Вы выбираете какое-то слово, например, ГОРА, и повторяете его несколько раз, а потом вместо него говорите другое, похожее по звучанию (КОРА). Произнесите: ГОРА, ГОРА, КОРА, ГОРА. Задача ребёнка - услышать и назвать это другое - лишнее - слово. Проговаривать нужно со скоростью примерно одно слово в секунду.
Если ребенок ошибается: произносите слова в более медленном темпе, увеличьте количество повторений правильного варианта слова (ГОРА-ГОРА-ГОРА-КОРА-ГОРА-ГОРА) или старайтесь утрированно произнести звуки, которыми слова отличаются: Г-ГОРА, К-КОРА. Для облегчения выполнения задания вы можете так же показывать ребёнку картинку с изображением одного предмета из пары называемых слов - "нелишнего слова" (в приведённом примере надо показать картинку с изображением горы).
Для организации игры вы можете воспользоваться заданиями из данного списка:
НОРА, НОРА, ПОРА, НОРА.
КОЛОС, КОЛОС, КОЛОС, ВОЛОС.
КОСА, КОЗА, КОЗА, КОЗА.
ЛУК, ЛУК, ПЛУГ, ЛУК.
КЕПКА, РЕПКА, КЕПКА, КЕПКА.
КРОТ, КРОТ, РОТ, КРОТ.
КОТ, ГОД, КОТ, КОТ.
МЁД, МЁД, МЁД, ЛЁД.
МОРЖ, КОРЖ, МОРЖ, МОРЖ.
ДУДОЧКА, УДОЧКА, УДОЧКА, УДОЧКА.
БУКЕТ, БУКЕТ, БУКЕТ, КУПЛЕТ.
ЦАПЛЯ, ЦАПЛЯ, КАПЛЯ, ЦАПЛЯ.
ДОМ, ДОМ, ДОМ, ТОМ.
ДОЧКА, ТОЧКА, ДОЧКА, ДОЧКА.
ТРОСТЬ, ГВОЗДЬ, ГВОЗДЬ, ГВОЗДЬ.
Умение слышать различия между близкими по звучанию словами поможет ребенку легче освоить основы чтения.
Вариант:
Предложите ребенку самому придумать подобные задания для вас.

5. День рождения игрушки

Цель: учиться определять первый звук, учиться определять наличие звука в составе слова, развивать воображение, развивать мелкую моторику.
Что вам понадобится: игрушки (кукла, мишка, Чебурашка, трансформер, робот), альбом, цветные карандаши и фломастеры.
Как играть?
Устройте день рождения любимой игрушке вашего ребеёнка. А на день рождения, конечно, нужно дарить подарки. Предложите ребёнку угадать, что хочет получить в подарок игрушка, и нарисовать для неё этот подарок. Главное условие выбора подарка - первый звук в названии подарка тот же, что и первый звук в названии игрушки.
Хорошо, если ваш малыш сможет приготовить таким образом не один подарок, а несколько. Например, кукле можно подарить коляску, кроватку, кактус, конфеты, кекс, качели, кофточку, книгу. Для мишки ребёнок нарисует мёд, мотоцикл, матрёшку, машинку, малину, миску. Чебурашка обрадуется часам, черепашке, чемодану, чайнику. Для трансформера подойдут в качестве подарков трактор и торт. А для робота - ракушка, рукавички, ролики...
Эта игра развивает навык звукового анализа слова, который необходим при освоении процесса чтения.
Вариант:
"Подарки" можно выбирать из имеющихся у вас предметных картинок (из настольных игр, из открыток, из наклеек).

6. Запиши слово без букв

Цель: учиться различать структуру слов (слоги), развивать внимание, развивать мелкую моторику.
Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры, предметные картинки из любых настольных игр.
Как играть?
Расскажите ребенку, что слова можно записывать, даже не зная букв. Напишите слово ПОНИ - нарисуйте две дуги (две шапочки/две кочки), одновременно с "записью" слова произносите его по слогам. Приведите еще один пример - запишите таким же образом слово СОБАКА.
Предложите ребёнку научиться писать слова без букв. Помогайте ему, если возникают трудности деления на слоги. Просите обязательно одновременно с написанием слова произносить его по слогам.
В другой раз разложите на столе предметные картинки. Предложите ребёнку найти картинки, на которые "можно надеть две шапочки" (слова, в которых два слога, на схеме изображаемые двумя дугами), "можно надеть три шапочки", найти картинку, которой "хватит и одной шапочки".
Для разнообразия вы можете слова прошагать, пропрыгать, прохлопать, протопать, зарисовать с помощью черточек или точек.
Игра очень нравится малышам. Она не только учит видеть слоговую структуру слова, но и привлекает к процессу обучения чтению.
Вариант:
Запишите слово с помощью "шапочек", попросите ребёнка угадать, что за слово вы загадали. Дополнительно можете назвать некоторые признаки этого слова (цвет, размер, живое или неживое, из чего сделано и т. п.).

7. Выложи предложение кирпичиками

Цель: учиться различать структуру предложения, развивать внимание, развивать речь.
Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры, деревянные кирпичики (кубики).
Как играть?
Покажите ребёнку, как можно выкладывать предложения из кирпичиков. Произнося предложение, утрированно выдерживайте паузы между словами, одновременно выкладывайте кирпичики: одно слово - один кирпичик.
Дайте ребёнку попробовать сделать так же. Для заданий выбирайте предложения, состоящие из 2-5 слов, но не содержащие предлоги (в, на, про, с, к, от, под и т. п.) и союзы (а, но, и, да, и т. п.). Например: МАМА КУПИЛА МОЛОКО или САША ПОСТРОИЛ БОЛЬШУЮ КРЕПОСТЬ.
Пробуйте переставлять слова-кирпичики. Ребёнку нужно мысленно поменять слова местами и произнести новое предложение. Например: МОЛОКО КУПИЛА МАМА или БОЛЬШУЮ КРЕПОСТЬ ПОСТРОИЛ САША. При перестановке слов могут получиться очень забавные предложения: ВОЛК НАПУГАЛ МАШЕНЬКУ - МАШЕНЬКА НАПУГАЛА ВОЛКА или КАТЯ ЕСТ КАШУ - КАША ЕСТ КАТЮ.
Можете распространять предложения, т. е. делать их длиннее. Например: к предложению МАМА КУПИЛА МОЛОКО добавьте один кирпичик. Попросите ребёнка придумать дополнительное слово к этому предложению - МАМА КУПИЛА ПАРНОЕ МОЛОКО или МАМА КУПИЛА МОЛОКО КОТЕНКУ. Вместо деревянных кирпичиков (кубиков) вы можете использовать детали от конструкторов или пуговицы, карандаши или фломастеры, магнитики или конфеты. Интересно нанизывать слова-бусинки на жгутик.
Выполняя эти задания, ребёнок поймёт, что предложения состоят из слов, научится видеть связь между словами в предложении, а эти знания помогут избежать ошибок при чтении и письме в дальнейшем.
Вариант:
Выложите несколько кирпичиков или наденьте на ниточку несколько бусинок, попросите ребёнка угадать, какое предложение спрятали кирпичики (бусинки). Принимается любое предложение с заданным количеством слов в нем.

8. Нарисуй картинки

Цель: учиться копировать фигуры, развивать внимание, развивать мелкую моторику.
Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры.
Как играть?
Нарисуйте несколько простых картинок: домик с трубой, вертушка, телевизор, солнышко, фартук.
Попросите ребёнка рассмотреть картинки и рядом нарисовать такие же. Обратите внимание малыша на все имеющиеся детали рисунков, размер фигур, их соотношение и расположение. Похвалите за точность выполнения задания, чёткость и ровность линий. Придумайте другие подобные задания сами.
Разрешите ребёнку нарисовать задания для вас. А при выполнении их специально допустите ошибки - не дорисуйте деталь, сделайте фигурки значительно больше/меньше
образца, добавьте лишние детали... Ребёнку будет нравиться находить ваши ошибки и исправлять их.
Вы можете предлагать также копирование фигурок, нарисованных на бумаге в клеточку, или абстрактные изображения, напоминающие буквы, дорисовывание правых или левых половинок симметричных предметов (листок, настольная лампа, цветок, бабочка, дерево и т. п.).
Рисование по образцу научит ребёнка быть внимательным и сосредоточенным при работе со знаками, а значит, будет способствовать лучшему запоминанию букв, правильному воспроизведению слов при обучении чтению.
Вариант:
Когда ребёнок научится точно копировать по образцу, можно предлагать ему рисовать фигуры по памяти. Помните, что этот вариант задания труднее предыдущего, поэтому начинайте с простейших изображений (несколько геометрических фигур, наложенные друг на друга линии и проч.).

9. Закаляка

Цель: учиться рисовать линии, развивать внимание, развивать мелкую моторику.
Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры.
Как играть?
Сначала сами нарисуйте "закаляку" - кривую незамкнутую линию.
Спросите ребёнка, сможет ли он распутать "закаляку", т. е. нарисовать ее с конца до начала, соблюдая все повороты. Покажите сами, как это сделать. Для рисования "закаляки" используйте фломастер или карандаш светлых цветов, а для распутывания - темных цветов. В этом случае при правильном выполнении задания линия как бы перекрасится в другой цвет.
Предложите ребёнку самому нарисовать и распутать "закаляку". Следите за тем, чтобы ребёнок не отрывал карандаш/фломастер от бумаги. Остановите ребёнка, если он рисует слишком сложный или длинный вариант задания. При распутывании помогайте следовать всем поворотам в правильном направлении.
Игра очень напоминает любимые всеми детьми лабиринты, будет интересна любому малышу. В процессе выполнения задания отрабатывается умение следовать инструкции, формируется самоконтроль.
Вариант:
Сделайте "закаляку" из ломаных линий. Пусть ребёнок попробует нарисовать и распутать такой вид линии.

10. Посмотри и запомни

Цель: учиться запоминать расположение, развивать внимание, развивать память.
Что вам понадобится: любой конструктор (деревянный/"Лего"), мозаика любого типа ("гвоздики", "кнопочки", "колпачки", "фишки"), соответствующее наборное полотно к мозаике.
Как играть?
Выложите перед ребёнком образец задания: домик (дорожку) из деревянного конструктора, или скрепите определенным образом детали "Лего", или выложите фигурку из мозаики. Помните, что начинать это упражнение лучше всего с 3-4 деталей. Дайте ребёнку возможность рассмотреть образец, закройте его, предложите сделать такую же фигуру.
После выполнения ребёнком задания откройте образец, дайте малышу сравнить свою работу и образец, найти и исправить ошибки, если они есть.
Постепенно увеличивайте количество деталей в образце. Максимально для дошкольника можно предложить 7 деталей. Можете ограничить время запоминания - дайте на это 1 минуту.
В другой раз можно поменяться ролями: ребёнок будет придумывать для вас задание, а вы выкладывать по памяти. Когда будете выкладывать загаданную ребёнком фигуру, специально допустите ошибку, чтобы ребёнок увидел и исправил ее.
Игра помогает научиться запоминать информацию, развивает самоконтроль и сосредоточенность.
Вариант:
Попросите ребенка вспомнить и построить то, что он выкладывал вчера.

11. Дорисуй-ка

Цель: учиться видеть недостающие детали, развивать мышление, развивать мелкую моторику.
Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры.
Как играть?
Нарисуйте простые, известные ребёнку предметы, специально не дорисовав какие-то значимые детали: стол без ножки, пальто без пуговиц, чайник без носика, машина без колёс, телефон без кнопок, дверь без ручки, петушок без шпор, белка без хвоста. Предложите ребёнку внимательно рассмотреть картинки и дорисовать недостающие детали. Подобные задания помогают ребёнку научиться видеть предмет со всеми его существенными деталями, мысленно дополнять до целого, что поможет предотвратить трудности при обучении чтению в дальнейшем.
Вариант:
Используйте для подготовки картинки из журналов. Вырежьте несколько картинок без существенных деталей. Приклейте изображение на белую бумагу. Попросите ребёнка дорисовать недостающие фрагменты. При этом надо соблюдать не только пропорции деталей, но и их цветовое наполнение.

Роль семьи в развитии речи ребенка

    Для того чтобы узнать правильно ли идет речевое развитие вашего ребенка,предлагаем вам посмотреть информацию о том, как должно идти речевое развитие в норме.

Речевое развитие ребёнка на третьем году жизни.

    На третьем году жизни ребёнок уже хорошо сохраняет равновесие, когда стоит, ходит, когда ловит или бросает мяч. Малыш может ходить, держа предмет в одной руке.

    Дети этого возраста различают цвет, форму, величину и массу предмета, складывают разрезную картинку из двух частей. Мелкая моторика совершенствуется: ребёнок уже использует вилку, ложку, начинает самостоятельно есть.

    Для нормального речевого развития характерно активное общение с окружающими при помощи развёрнутых фраз из 3-4 и более слов и употребление знакомых слов в нескольких грамматических формах, например: дай – даёт – не дам, киса – кису – кисе и т.д. Ребёнок уже хорошо понимает обращённую к нему речь и содержание сказок. Для детей третьего года жизни речь – это основной способ познания мира, формирования мышления.

    У ребёнка на третьем году жизни возрастает потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Малыш начинает понимать простые вопросы, например: Где кошка?, Куда ты положил мяч? и др. Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться ко взрослым с вопросами типа: Что это?, Зачем?, Куда?, Когда? и т.п.

    Словарный запас в конце третьего года по сравнению с предыдущим возрастом увеличивается в 3-4 раза. Ребёнок знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды, то есть тех объектов, которые находятся в ближайшем его окружении. На третьем году жизни ребёнок начинает шире пользоваться глаголами, прилагательными, обозначающими не только размеры предметов, но и их цвет, форму, качество, например: красный, зелёный, круглый, длинный, плохой, хороший, чистый, горячий, сладкий и др.

    Речь детей к концу третьего года жизни характеризуется появлением сложных предложений: сначала сложносочинённых, а позже – сложноподчинённых. Ребёнок начинает воспринимать простые по содержанию и небольшие по объёму сказки, может отвечать на некоторые вопросы по прочитанному. «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волки семеро козлят» - эти произведения доступны пониманию детей, но при пересказе они способны лишь договаривать за взрослыми отдельные слова, либо группы слов. Небольшие тексты, многократно прочитанные, малыши почти полностью запоминают наизусть, самостоятельно же построить связный пересказ они, как правило, не могут, хотя некоторые к концу третьего года легко справляются и с таким заданием.
Ребёнку на данном возрастном этапе становится доступным отгадыванием простых загадок, если в тексте содержится ответ, например знакомые звукоподражательные слова: Му-у, молока кому? Кто это? и др.

    Несмотря на все достижения в развитии речи, дети ещё недостаточно отчётливо и правильно произносят многие слова, поэтому их речь в целом не всегда понятна окружающим, например сложные артикуляции согласные звуки: ш, ж, т, щ, с, з, ц, л, р – они заменяют на более простые.

 

Речевое развитие ребенка четвертого года.

    Четвёртый год жизни отличается новыми достижениями в развитии ребёнка. Он начинает высказывать суждения о предметах и явлениях окружающего мира, делает умозаключения. Однако у детей резкие индивидуальные различия в речевом развитии: одни в 3 года достаточно хорошо владеют речью, у других она отстаёт.

    На 4м году жизни дети обычно свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Всё чаще инициатива общения исходит от ребёнка.

    Потребность расширить кругозор, желание глубже познать окружающий мир стимулируют малыша всё чаще и чаще обращаться к взрослым с самыми разнообразными вопросами. Он хорошо понимает, что каждый предмет, явление, действие имеет своё название, т.е. обозначается словом. Отсюда и постоянные вопросы «Что это?», «Как называется?», «Зачем?», «Куда?», «Откуда?». И чем больше вопросов, тем ярче проявляется стремление малыша расширить свои знания. Это помогает ребёнку установить прочные связи между предметами, их качествам и действиями со словами, которые их обозначают. Однако у детей ещё недостаточно устойчиво внимание, и поэтому они ещё не всегда могут выслушать до конца ответы взрослых.

    К концу четвёртого года жизни словарный запас малыша достигает примерно 1500-2000 слов. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, всё чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, числительные, прилагательные. Ребёнок начинает шире пользоваться служебными словами: предлогами (в, на, под, над), союзами (и, а, но). К концу года он использует в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой) и прилагательные (мамин стул, папина чашка). Однако и теперь в самостоятельной речи ребёнок не пользуется ещё такими собирательными существительными как: одежда, овощи, фрукты, мебель. Он лишь перечисляет конкретные предметы, вещи: рубашка, пальто, кофта или помидор, огурец, капуста. Но иногда, не зная названия предмета, малыш употребляет обобщающие слова: «Это цветок» (вместо «ромашка» или «мак»).

    Активный словарный запас, которым располагает ребёнок на этом возрастном этапе, даёт ему возможность свободно общаться с окружающими. Но нередко он испытывает трудности из-за недостаточности и бедности словаря, когда нужно пересказать сказку или передать событие, участником которого был он сам.
    В процессе освоения новых слов малыш не просто запоминает их, он начинает уже осмысливать их звуковую сторону, пытается устанавливать более тесную связь между предметом и словом. Одновременно с обогащением словаря, ребёнок интенсивно овладевает грамматическим строем языка. На вопросы взрослых он всё чаще отвечает развёрнутыми фразами, состоящими из 4-6 слов.

    Повышенный интерес к звуковой стороне слова помогает ребёнку изменять слова по аналогии с другими. Однако такие изменения не всегда удачны. Дети этого возраста ещё допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова (синяя небо), неправильно употребляют падёжные окончания (мама моет окны).

    В этом возрасте ребёнок не всегда способен логично, связно и понятно для окружающих рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Ещё нет той развёрнутости, которая характерна для монологической речи.

    Ребёнок не может также раскрыть или описать содержание сюжетной картинки. Он лишь называет предметы, действующих лиц или перечисляют действия, которые они совершают (прыгает, умывается).
   
    Имея хорошую память, малыш способен запоминать и воспроизводить небольшие по объёму стихотворения, потешки. Неоднократно прослушав одну и ту же сказку, может почти дословно передать её содержание, часто даже не понимая смысла некоторых слов.

    На 4м году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляционного (речевого) аппарата: становятся более координированными движения мышц языка, губ, нижней челюсти. Так, укрепление мышц кончика и спинки языка способствуют правильному произношению (без смягчения твёрдых согласных).

    Со стороны произношения отмечается появление многих звуков. Большинство детей правильно произносит такие трудные для усвоения звуки, как – э, ы, х. Приближаются к норме свистящие звуки (с, з, ц). У некоторых детей появляются звуки ж, ш, ч, щ, л, р. Но, как правило, большинство малышей ещё не произносят шипящие звуки, а заменяют их свистящими («суба» - шуба, «заба» - жаба). Звуки р, рь и л дети заменяют звуком ль или й («йак», «ляк» - рак, «йампа», «лямпа» - лампа).

    С появлением у некоторых детей шипящих звуков наблюдается обратная замена. Т.е. вместо свистящих звуков (з, с, ц) начинают произносить шипящие («капушта», «жубы»).
   
    Удлиняется выдох, но ребёнок не всегда может управлять своим голосовым аппаратом, менять громкость, высоту голоса, темп речи. Иногда на вопросы посторонних людей он отвечает очень тихо, хотя с близкими говорит громко. Дети неплохо перенимают интонацию и правильно передают её, подражая речи взрослых.
   
    Совершенствуется речевой (фонематический) слух ребёнка. Несмотря на то, что малыш ещё не может правильно произносить некоторые звуки, он подмечает неправильное произношение у своих сверстников. К концу 4го года произношение детей значительно улучшается, всё более и более приближаясь к речи взрослого человека.
 
    Итог четвертого года жизни:

    Словарный запас достигает 2000 слов. Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки. Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи. У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие Р, Р'. Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен. Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

Речевое развитие ребенка на пятом году.

    Словарь. К пяти годам запас слов увеличивается до 2500— 3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов домашнего обихода. Вместе с процессом накопления слов у детей идет процесс качественного усовершенствования их произношения. Мы уже не встречаем пропусков, перестановок слогов и звуков. Эти явления могут быть только в некоторых трудных малознакомых словах (экскаватор). Воспитатель вместе с введением в активный словарь детей новых слов углубляет понимание смысла употребляемых, учит пользоваться словами, выражающими различные смысловые оттенки.

     Грамматический строй. У детей пяти-шести лет увеличивается не только словарь, но и фраза. Дети употребляют слова в различных грамматических формах, выражают свои мысли в основном простыми распространенными предложениями; в их предложениях нередко имена существительные заменяются местоимениями.

     Звукопроизношение. В возрасте пяти-шести лет ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. Речедвигательный и речеслуховой аппараты детей обычно уже готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако еще встречаются отдельные недостатки произношения звуков: 1) не всегда шипящие произносятся четко; 2) р заменяется л или й; 3) л заменяется л'; 4) характерна еще некоторая неустойчивость уже имеющихся в речи звуков.

    Обычно в возрасте пяти-шести лет дети уже правильно произносят свистящие (с, з, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), звонкие (в, б, г, д) и глухие (ф, п, к, т) звуки, но в речи они их еще могут смешивать, т. е. вместо одного звука употребляют другой («у Маши сарф») Перед воспитателем стоит задача — научить детей правильно произносить все звуки родного языка.

Речевое развитие ребенка на шестом году.

    У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. Но при составлении рассказа по картинке он еще часто концентрирует свое внимание главным образом на основных деталях, а второстепенные, менее важные часто опускает.

    В процессе богатой речевой практики ребенок к моменту поступления в школу овладевает также основными грамматическими закономерностями языка. Он правильно строит предложения, грамотно выражает свои мысли в объеме доступных для него понятий.

    Первые предложения ребенка-дошкольника отличаются упрощенностью грамматических конструкций. Это простые нераспространенные предложения, состоящие только из подлежащего и сказуемого, а иногда лишь из одного слова, которым он выражает целую ситуацию. Наиболее часто он употребляет слова, обозначающие предметы и действия.

    Несколько позже в его речи появляются и распространенные предложения, содержащие, кроме подлежащего и сказуемого, определения, обстоятельства. Наряду с формами прямых падежей ребенок употребляет и формы косвенных падежей. Усложняются также грамматические конструкции предложений, появляются придаточные конструкции с союзами потому что, если, когда и т. д. Все это говорит об усложняющихся процессах мышления у ребенка, что находит свое выражение в речи. В этот период у него появляется диалогическая речь, которая часто выражается в разговоре с самим собой в процессе игры.

    Таким образом, можно сказать, что фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых.

    В школьном возрасте недостатки речи часто мешают успешному обучению.  Дети         6-летнего возраста, а тем более 7-летнего, поступающие в школу, обычно правильно произносят все звуки. Однако у некоторых детей этого возраста, а подчас даже более старших, произношение оказывается еще несформированным, и тогда родители должны на это обратить специальное внимание, не дожидаясь естественного преодоления речевого недостатка самим ребенком.

    Правильное и четкое произношение слов ребенком нужно для того, чтобы его речь была понятной для окружающих людей. Вместе с тем неправильное произношение слов может мешать пониманию самим ребенком речи других.

    У ребенка 7 лет продолжается дальнейшее развитие речи: увеличивается и обогащается ее словарный состав, усложняется фразовая речь и грамматический строй, усваивается правильный литературный язык.  Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10. Преобладают в словаре существительные, глаголы, качественные прилагательные, наречия. Процент конкретных существительных по сравнению с отвлеченными довольно высок - 85%. Это объясняется тем, что «ребенок мыслит конкретными категориями, опираясь при этом на наглядные свойства конкретных предметов и явлений» Крутецкий В. А. «Психология обучения и воспитания».

    Внимательный глаз ребенка замечает много подробностей и деталей в окружающем мире, его наглядно-образная память, как губка, впитывает впечатления непосредственно воспринимаемой действительности, высказывания взрослых, прочитанное и услышанное. Дети в этом возрасте уже пытаются анализировать, сопоставлять и сравнивать явления действительности, делать выводы. Об этом свидетельствуют интересные сравнения, появляющиеся в их речи.

    А к концу дошкольного возраста возникает речевое общение со взрослым на личностные темы.

    На седьмом году речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного.

    В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты. В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова (например, имена существительные и прилагательные в роде и числе), употребляют падежные окончания (трудности чаще всего возникают лишь при употреблении несклоняемых существительных). Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы; говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности.

                                                                                   

 

Причины речевых нарушений:

 1. Неправильная речь окружающих ребёнка людей или недостаточное их внимание к его речи.

    Неправильная речь окружающих ребёнка взрослых людей, равно как и их невнимание к его речи — частые причины дефектного звукопроизношения. Если ребёнок в качестве образца для подражания имеет неправильно произносимые взрослыми звуки (например, картавое Р), то он и следует этому образцу за неимением другого. Именно этим чаще всего и объясняются нередко встречающиеся случаи «семейной картавости».

    Отрицательную роль в этом плане играет и «двуязычие» в семье, когда в период становления звукопроизношения ребёнок постоянно слышит совершенно по-разному артикулируемые звуки, какому образцу при этом он должен следовать? Особенно же нелепы те нередкие случаи, когда правильно говорящие взрослые начинают сознательно «подлаживаться» под речь ребёнка и копировать его неправильное произношение. Благодаря этому ребёнок не только лишается правильного образца для подражания, но даже утрачивает стимул для совершенствования своей речи — ведь она так нравится взрослым! Это обычно приводит к длительной задержке у детей «возрастного косноязычия», для устранения которого потребуется логопедическая помощь.

    Состояние звукопроизношения у детей. Норма и патология. Что касается невнимательного, безразличного отношения со стороны взрослых к речи ребёнка, когда они не обращают внимания на неправильное произношение, то это отрицательно сказывается на формировании не только звукопроизношения, но и всей речи в целом. В таких случаях приходится говорить о семейно-педагогической запущенности, которая нередко встречается даже при наличии у родителей высшего образования.

    С этой точки зрения вредно и длительное пребывание ребёнка среди неправильно говорящих сверстников, поскольку здесь также отсутствует образец правильного произношения звуков речи.

    Эту последнюю группу причин (неправильная речь окружающих ребёнка взрослых людей, двуязычие в семье, подлаживание под детскую речь, безразличное отношение взрослых к речи ребён­ка, длительное пребывание его в среде неправильно говорящих сверстников) принято относить к социальным причинам. В этих случаях ребёнок имеет нормальный речевой аппарат, вполне позволяющий ему самостоятельно овладеть правильным звукопроизношением, однако этому мешает окружающая социальная среда.

    Нередко у одного и того же ребёнка наблюдается взаимодействие сразу нескольких причин, что особенно неблагоприятно сказывается на овладении им правильным звукопроизношением. И в этих сложных случаях особенно благотворной бывает роль правильно организованной социальной среды — именно на неё здесь и нужно возлагать основные надежды!

 2. Нарушение слуховой дифференциации звуков речи.

       Неспособность различать на слух звуки речи. В этом случае  некоторые похожие по звучанию звуки (например, С и Ц, Ч и Щ и др.) детям кажутся одинаковыми и поэтому не различаются на слух. Почему это мешает овладению правильным произношением звука?
Дело в том, что если звуки С и Ц кажутся ребёнку одинаковыми, то он не чувствует надобности в овладении более сложной (по сравнению со звуком С) артикуляцией звука Ц, потому что произношение САПЛЯ вместо ЦАПЛЯ его вполне устраивает. Значит, основной причиной звуковых замен здесь являются затруднения в слуховой дифференциации звуков. По состоянию же артикуляторных органов ребёнок вполне мог бы в положенный срок овладеть правильным произношением звука.

    В раннем возрасте такие нарушения внешне похожи на возрастные особенности в произношении звуков, потому что здесь мы тоже имеем дело со звуковыми заменами. Однако это сходство чисто внешнее, поскольку в основе этих замен лежит патологическая причина, без устранения которой овладеть правильным звукопроизношением ребёнок не сможет. Вот почему так важно в возрасте не позднее трёх-четырёх лет проверить у ребёнка состояние слуховой дифференциации акустически близких звуков и в случае необходимости принять неотложные меры.

    Звуковые замены в устной речи, сохраняющиеся у ребёнка и после окончания периода «возрастного косноязычия», особенно коварны тем, что в дальнейшем они неизбежно отражаются на письме. Ребёнок как говорит, так и пишет (САПЛЯ вместо ЦАПЛЯ, ЧЁТКА вместо ЩЁТКА и т. п.), то есть у него возникает «фонематическая дисграфия». В этих случаях широко практикуемое в школе проговаривание в процессе письма, помогающее ребёнку уточнить звуковой состав записываемых слов, даёт прямо противоположный результат: неправильное проговаривание не только не помогает, но даже мешает. Однотипные трудности возникают и при чтении. Так на основе одного своевременно не устранённого нарушения речи появляются ещё и новые.

 3. Недостаточная подвижность артикуляторных органов.

    Недостаточная подвижность артикуляторных органов языка и губ также приводит к дефектам звукопроизношения, поскольку при артикулировании каждого звука эти органы должны занимать вполне определённое положение. Точные и скоординированные движения губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок возможны потому, что их работой управляет головной мозг. К этим группам мышц из двигательных отделов коры головного мозга по проводящим нервным путям передаются нервные импульсы. При органическом повреждении как коры головного мозга, так и проводящих нервных путей или периферических нервов передача этих импульсов нарушается, а иногда и совсем прекращается. Это приводит к нарушению подвижности артикуляторных мышц: в них наблюдаются явления паралича (полной неподвижности) или пареза (мышечной слабости, вялости). В этих случаях звуки речи или вообще не могут артикулироваться, или артикулируются с трудом и лишь приблизительно.

    При более легких нарушениях в работе двигательных отделов коры головного мозга, имеющих функциональный характер, движения языка возможны в полном объёме, но они могут быть замедленными и недостаточно точными. Это приводит к значительно менее выраженным нарушениям в произношении звуков, чем при параличах и парезах.

    Парезы мышц губ и языка можно обнаружить при попытке выполнения этими органами простейших движений. Здесь может наблюдаться следующее:

 1. Невозможность вытянуть губы вперёд «хоботком» — вместо этого они остаются почти неподвижными или совершают какие-то хаотичные движения.

 2. Асимметричность улыбки (оскала) при растягивании губ в стороны. Одна сторона рта при этом остаётся неподвижной или совершает минимальное движение.

 3. Невозможность распластать язык во рту, сделать его широким, то есть склонность языка к постоянному сужению.

 4. Уклонение языка в одну сторону при высовывании его изо рта — ребёнок не может удержать его по средней линии.

 5. Непроизвольное загибание кончика языка на нижнюю губу при высовывании языка изо рта — ребёнок не может удержать язык горизонтально.

 6. Невозможность поднять кончик языка к верхней губе без помощи нижней. При выполнении этого движения ребёнок как бы поддерживает, подталкивает язык нижней губой.

 7.  Невозможность свободного отведения языка в правый и левый углы рта. Язык при этом перемещается напряжённо, всей своей массой («как бревно»), кончик языка не выражен.

 8.  Невозможность спокойно удерживать высунутый изо рта язык — наблюдается его дрожание, хаотичное подёргивание мышц, свидетельствующее об их слабости, то есть паретичности.

 9.  Склонность к удерживанию языка во рту в состоянии покоя «комком» (спазм мышц языка). Этот «комок» будет хорошо виден, если попросить ребёнка широко открыть рот.

    При выявлении у ребёнка перечисленных особенностей движений губ и языка необходима консультация не только логопеда, но и невропатолога.

 4. Нарушение анатомического строения артикуляторного аппарата.

    Причиной неправильного произношения звуков являются выраженные дефекты в строении речевых органов ребёнка, не позволяющие ему воспроизвести правильную артикуляцию некоторых звуков. Прежде всего, это отклонения от нормы в строении челюстей и зубов. Самым распространённым дефектом в строении челюстей является неправильный прикус, то есть неправильное расположение зубов верхней и нижней челюстей по отношению друг к другу. Аномалии прикуса чаще всего встречаются у физически ослабленных детей, причём у мальчиков чаще, чем у девочек. При нормальном прикусе верхние резцы перекрывают нижние на 1,5-3 мм, то есть примерно на 1/3 высоты коронок зубов. Мы рассмотрим здесь лишь те аномалии прикуса, которые наиболее отрицательно влияют на правильность звукопроизношения

    Глубокий прикус — верхние резцы слишком глубоко перекрывают нижние, так что последние почти не видны. При такой аномалии прикуса бывает трудно обеспечить хотя бы небольшое расстояние между верхними и нижними резцами для прохода выдыхаемого во время речи воздуха. Это приводит к «зажатости» при произнесении звуков и неотчётливости их звучания.

    Прямой прикус — при смыкании зубов верхние резцы прямо становятся на нижние, совсем не перекрывая их. Этот дефект прикуса значительно меньше сказывается на правильности произношения звуков.

    Перекрёстный прикус — нарушено нормальное соотношение зубных дуг, которые смещены вбок по отношению друг к другу. Перекрёстный прикус может наблюдаться, например, при сужении одной из челюстей. Наличие такого прикуса может приводить к некоторой нечёткости в звучании звуков, к появлению дополнительных призвуков.

    Открытый передний прикус — при смыкании коренных зубов между верхними и нижними резцами остаётся щель большей или меньшей величины. При артикулировании ряда звуков в эту щель как бы невольно просовывается кончик языка. Свистящим и шипящим звукам это придаёт неприятный оттенок «шепелявости». Аналогичная картина бывает и при полном отсутствии передних зубов, в частности во время их возрастной смены у детей.

    Открытый боковой прикус — при смыкании резцов между коренными зубами с одной или с обеих сторон остаётся щель, через которую происходит утечка воздуха. Это придаёт многим звукам (чаще всего свистящим и шипящим) неприятный для слуха боковой или «хлюпающий» оттенок. Этот оттенок приобретают иногда и другие звуки (Р, К, Г, X).

    Прогнатия — аномалия прикуса, связанная с выступанием вперёд верхней челюсти. Данная аномалия, как и следующая, более всего сказывается на произнесении свистящих и шипящих звуков, для которых необходимо наличие лишь очень небольшого расстояния между верхними и нижними резцами (в противном случае не удаётся достигнуть эффекта «свиста» или «шипения»).

    Прогения — аномалия прикуса, связанная с выступанием вперёд нижней челюсти.
   

 Наиболее распространёнными аномалиями зубов являются следующие:

 — редкое расположение зубов;

 — расположение зубов вне челюстной дуги;

 — слишком мелкие или деформированные зубы;

 — наличие диастемы (щели между верхними резцами).

 Аномалии в строении языка:

 — слишком большой язык;

 — слишком маленький язык;

 — короткая уздечка языка (подъязычная связка), не позволяющая ему подниматься вверх.

     Две первые отмеченные аномалии в строении языка чаще всего наблюдаются при общем физическом и умственном недоразвитии ребёнка. Аномалии в строении мягкого и твёрдого нёба:

 — расщелины мягкого и твёрдого нёба;

 — слишком высокое (готическое) твёрдое нёбо; слишком низкое твёрдое нёбо.

 Аномалии в строении губ:

 — расщелина верхней губы;

 — недоразвитие губ.

    Аномалии в строении артикуляторных органов по-разному влияют на звукопроизношение. Одни из них (в частности, короткая уздечка языка) отражаются на произношении лишь отдельных звуков, другие же (например, расщелины нёба) нарушают произношение практически всех звуков речи.

    Аномалии в строении челюстей и зубов больше всего влияют на произношение свистящих и шипящих звуков. Это связано с тем, что при их нормальном артикулировании между верхними и нижними резцами должна образовываться очень узкая (не более 1,5-2 мм) щель. При наличии же прогнатии, прогении, открытого переднего прикуса и при отсутствии передних зубов это условие нарушается, что и приводит к дефектам в произношении названных звуков. Боковые открытые прикусы, как уже отмечалось, способствуют «утечке» воздуха по бокам, что может обусловить «боковое» произношение многих речевых звуков.

    Короткая уздечка языка чаще всего приводит к неправильному произношению звука Р, иногда — Ли даже шипящих верхней артикуляции, поскольку для нормального артикулирования этих звуков необходим достаточно высокий подъём кончика языка. Слишком высокое твёрдое нёбо также может обусловить дефекты произношения звука Р.

    Аномалии в строении губ влияют на произношение губных звуков, а слишком массивный язык не позволяет отчётливо артикулировать многие звуки речи.

    При дефектах в строении речевых органов звуки обычно произносятся искажённо, а не заменяются другими звуками, потому что ребёнок, различающий на слух все звуки речи, обычно не идёт на полную замену одного звука другим. Эта «искажённость» в звучании звуков бывает заметна уже в период «возрастного косноязычия», так как употребляемые ребёнком звуки-заменители звучат не чисто, а с посторонним призвуком «хлюпания», «шепелявости» и пр., что сразу обращает на себя внимание.

    И всё же при наличии у ребёнка аномалий в строении артикуляторного аппарата родители с самого начала должны понимать, что становление у него звукопроизношения будет протекать в усложнённых условиях и что ему может потребоваться специальная помощь. Здесь не следует ждать, пока всё «с возрастом пройдёт», а нужно своевременно принимать необходимые меры — обращаться за помощью к специалистам, проявляя тем самым заботу и о внешнем виде ребёнка.

Для чего необходимо развить мелкую моторику? 

Как эти упражнения способствуют развитию речи ребенка, развитию его мышления?

    Необходимость развития мелкой моторики у детей с самого раннего возраста, т.е. тренировка движений кистей рук и пальцев, обуславливается, прежде всего, тем, что такие занятия способствуют развитию речи ребенка, развитию его мышления, а также подготавливает руку ребенка к письму, Развивая пальчики ребенка, Вы поможете ему быстрее и эффективнее овладеть речью.

    Занятия по развитию мелкой моторики необходимо проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Несмотря на то, что вначале многие упражнения даются ребенку с трудом, они приносят ему много радости, как от достигаемых результатов, так и от простого общения с мамой.

    Помимо специальных упражнений это могут быть настольные игры «Мозаика», «Конструктор», выполнение аппликаций, различные игры с пальчиками. Состояние мелкой моторики тесно связано с развитием речи, поэтому, развивая пальчики ребенка, Вы поможете ему быстрее и эффективнее овладеть речью.

 Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастике

    Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

    Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки.

    Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

    Вашим детям артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка, выработать полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата.

 Прежде чем начать заниматься с ребёнком, необходимо знать следующие правила:

 1. Надо выбрать комплекс упражнений для усвоения тех звуков, которые неправильно произносит ребёнок. Если он искажает все группы звуков, то одновременно можно брать упражнения из комплексов для свистящих и сонорных звуков, а потом переходить к другим комплексам.

 2.Принуждать ребёнка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребёнка.

 3.На одном занятии не следует давать больше 2-3 упражнений.

 4.К последующим упражнениям можно переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие.

 5.Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. (Ребёнок сидит спокойно, плечи не поднимаются, пальцы рук не напряжены и не двигаются).

 6.Некоторые упражнения выполняются под счет, который ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка.

 7.У ребёнка не всегда может сразу всё хорошо получаться, порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таком случае нельзя фиксировать внимание ребёнка на том, что не получается, надо подбодрить его, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что когда-то это тоже не получалось.

 8.Выполнять все упражнения надо поэтапно, в той последовательности, в какой они будут даны далее. Нельзя объяснять ребёнку сразу всю последовательность движений органов артикуляционного аппарата - дети не могут их запомнить и правильно выполнить. Инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Также поэтапно следует проверять выполнение ребёнком упражнения. Это даёт возможность определить, что именно затрудняет ребёнка и отработать с ним данное движение.

 9.Если у ребёнка появятся звуки, надо их постепенно вводить в его речь, т. е. учить правильно употреблять звук в словах, а затем во фразовой речи.

 10.Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители согласовывают с воспитателем и логопедом, обращаются к ним при всех возникающих затруднениях.

 Рекомендации составил учитель логопед

 Дошкольного отделения 453

 Покровская Ирина Валерьевна

Комплекс артикуляционной гимнастики

 (Выполнять каждый день не менее 10 мин. перед зеркалом)

 Статические подготовительные упражнения

  1.  «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить а   нижнюю   губу.   Следить,   чтобы   язык   не   дрожал.   Держать 10-15 с

  2.  «Чашечка».  Рот  широко  раскрыть.  Широкий  язык  поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10—15 с

  3.  «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, на прячь его,  сделать узким. Удерживать в таком  положении   15 с.

  4. «Горка».   Рот  приоткрыть.  Боковые  края  языка  прижать  к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 с

  5.  «Трубочка».  Высунуть широкий  язык.  Боковые  края  языка загнуть   вверх.    Подуть   в   получившуюся   трубочку.    Выполнять в медленном темпе 10—15 раз 

  Каждое   из    перечисленных   упражнений    выполняется   четко, медленно по 8—10 раз.

 Динамические подготовительные упражнения

  1. «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то  к  правому уху, то  к левому.  Двигать  языком  из  угла  рта  в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 15—20 раз

  2. «Лошадка».    Присосать   язык   к   нёбу,    щелкнуть   языком.

  Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10—15 раз 

  3.  «Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15  раз.   В  отличие  от  упражнения  «Лошадка»  язык  не  должен отрываться от нёба 

  4.  «Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда 10—15 раз

  5.  «Вкусное    варенье».    Высунуть    широкий    язык,    облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз

  6.  «Змейка».    Рот   широко   открыть.    Язык   сильно    высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз

  7.  «Маляр». Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление

  8.  «Колесо». Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз. В  отличие  от  упражнения  «Горка»  язык  в  форме  валика  пере­мещается вперед-назад.

 

Что такое фонематический слух и для чего нужно его развивать?

 Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т. е. умения отличать одни речевые фонемы от других (умение на слух различать звуки, близкие по звучанию или улавливать разницу между правильным и искаженным звуками). Это дает возможность различать близкие по звучанию слова: мал - мял, рак- лак, том- дом.

 Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз.

 Нужно давать ребенку возможность слушать Ваш образец и сравнивать с его собственным искаженным произношением. Таким способом Вы направите его слуховое внимание на эти звуки, покажете разницу в их звучании и выработаете стимул для преодоления нарушения.

Для чего необходимо развить речевое дыхание? 

Как эти упражнения способствуют развитию речи.

 

 Большое значение для правильного развития произносительной стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхания, которое обеспечивает нормальное звуко-  и голосообразование.

 Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.

 Нарушение речевого дыхания может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушения плавности речи и т. п.

Логопедические игры для развития грамматического строя речи.

  Родительный падеж
  Единственное число
   1. «У кого?»
     Логопед предлагает сесть тем детям, которые скажут, у кого в группе зеленые шорты (полосатая рубашка, красное платье и т. п. ). Дети отвечают: «У Вовы», «У Тани» и т. п.

   2. «У кого листок?»
     На наборном полотне картинки с изображениями деревьев. У детей картинки с изображениями листьев.
Логопед спрашивает: «У кого листок от дуба (от осины, от березы и т. п. )?» Дети отвечают: «У меня листок от дуба (от осины, от березы и т. п. )».

   3. «Чего нет на столе?»
     На столе у логопеда пять-шесть предметов. Например: кубик, пирамидка, лента, мяч, лошадка, банка. Предметы называются детьми, затем логопед закрывает их ширмой и убирает два предмета. Когда ширма поднята, логопед спрашивает: «Чего нет на столе?» Ответы детей: «На столе нет ленты и кубика (банки и мяча и т. п. )».


   4. Игра «Чей голос?»
     Логопед за ширмой произносит звукоподражания, например: му-у-у, бе-е-е и т. п., затем спрашивает: «Чей это голос?» ЕСЛИ дети отвечают правильно, логопед показывает фигурку угаданного животного. Здесь проводится сравнивание двух падежных форм: это кошка — голос кошки, это корова — голос коровы и т. п.


   5. «Парные картинки»
     У логопеда набор карточек с двумя предметами, например: лиса и стол (жук и матрешка, книга и утюг и т. п. ); у детей карточки с изображением одного предмета, например: лиса, жук, книга и т. п.
Логопед спрашивает: «Чего (кого) нет на твоей карточке?» Дети отвечают: «На карточке нет стола (матрешки, утюга и т. п. )».

   6. «Предметное лото»
     Логопед спрашивает: «У кого рога (длинные уши, быстрые ноги, острые когти, длинный пушистый хвост, длинная шея и т. п.)?» Ребенок, поднимая соответствующую карточку отвечает: «Рога у коровы», и т. д.

   7. Игра «Кого нет в ряду?»
      Все дети встают в один ряд. Водящему закрывают глаза. Два-три ребенка
выходят из комнаты. Водящий должен отгадать, кого нет в ряду. Примерные ответы: «Нет Тани, Вовы, Кати» и т. п.

   8. Игра «Чей хвост, чья голова?»
     На большой картинке изображены спрятавшиеся за разными предметами дикие звери. Видны только части тел.
Логопед объясняет: «К острову подплыл корабль, звери испугались и попрятались. Что увидели путешественники?» Дети отвечают: «Путешественники увидели голову обезьяны (хобот слона, хвост тигра, и т. п. )».

   9. Игра «Закрытый стакан»
     Логопед показывает детям стакан, обернутый салфеткой. Просит детей догадаться, стакан чего он выпьет, если в стакане сок (лимонад, кефир, компот, кисель, молоко, вода и т. п. ).
Ответы детей: «Вы выпьете стакан сока (лимонада, кефира, киселя и т. п. )».

   10. Игра «Кого испугался трусишка Коля?»
     Логопед раздает детям картинки, на которых изображены звери, птицы, насекомые (пчела, ворона, мышка, жук, крот, гусеница и т. п. ), и спрашивает: «Кого испугался трусишка Коля?»
Дети отвечают: «Коля испугался пчелы (гуся, утки, мышки и т. п. )».

   11. «У кого этот детеныш?»
     Логопед спрашивает: «Котенок у кого? Назови маму».
Ответы детей: «Котенок у кошки (щенок у собаки, теленок у коровы, ягненок у овцы, и т. п. )».

   12. «Из чего сделаны?»
     а) На столе фрагменты шерсти, стекла, дерева, меха, кожи, железа и т. п.
Логопед спрашивает: «Из чего сделан стол (сшиты сапоги, связаны носки, сшита шуба, сделан нож, сделан стакан, и т. п. )?»
Ответы детей: «Стол сделан из дерева, и т. п. )».

б) Заменить словосочетания по образцу:

• кирпичный дом — дом из кирпича;
• снежная баба —
• деревянная ложка —
• кожаный ремень —
• шелковая ткань -
• шерстяной шарф —
• яблочный компот —
• гороховый суп — и т. п.

  13. «Я начну, а ты продолжи»
Я слышал голос воробья, кукушки... Я видел следы лося...

   14. «Исправь ошибку»
     Больной выпил чашку молоко. Саша съела кусок торт. Катя выпила стакан кисель. Таня слышала голос кукушка. И т. д.

   15. «1, 2, 5»
     Сосчитать предметы, например: одно яблоко, два яблока, пять яблок.

  16. Игра «Чудесный мешочек»
     Дети называют предметы (катушка, яйцо, сушка и т. п. ), которые прячутся логопедом в «Чудесный мешочек». Детям предлагается ощупать предмет в мешочке, назвать его и ответить, чего не стало в мешочке. Ответы детей: «В мешочке не стало катушки... ».

  17. Игра «Около кого?
  Около чего?»
     Дети стоят в ряд. Логопед предлагает ответить, около кого стоит Ваня (Таня, Толя и т. д. ). Ответы детей: «Я стою около Вани и Тани». И т. п.
То же с предметами.

  18. «Скажи наоборот»
     Машина подъехала к дому — Машина отъехала от дома.
Птица подлетела к гнезду. — Мама подошла к столу. — Поезд подъехал к вокзалу. — И т. п.

  19. Игра «Посуда»
     На столе предметы: чашка, стакан, тарелка, миска, чайник и т. п.
Логопед предлагает найти и ответить: «Из чего едят суп (пьют чай, ест собака и т. п. )?»
Ответы детей: «Суп едят из тарелки». «Чай пьют из чашки». И т. д.

  20. «Чей клюв?»
     На фланелеграфе хаотично размещены изображения различных птиц и клювов разной формы. Детям предлагается найти клюв и назвать, чей это клюв. Приблизительные ответы детей: «Это клюв дятла». «Это клюв сороки». И т. п.
Множественное число

  21. «Закончи предложение»
     Логопед произносит предложение, не заканчивая его: «В саду созрело много... (слив, яблок, груш и т. п. ). В зоопарке живет много... (обезьян, тигров, волков и т. п. ). В магазине продается много... (платьев, курток, платков и т. п. ). На мебельной фабрике делают много... (стульев, столов, кресел и т. п. )».

  22. «Повара»
     На доске картинки с изображениями фруктов и овощей. Логопед спрашивает: «Из чего вы сварите компот?»
Ответы детей: «Я сварю компот из яблок {груш, слив, персиков и т. п. )».

  23. «Где мы были, что мы видели?»
     На доске сюжетные картины: «Сад». «Огород», «Лес», «Зоопарк», «Город».
Логопед обращается к ребенку с вопросом: «[де ты был? Что видел?»
Ответы детей:
— «Я был в огороде. Видел много огурцов... ».
— «Я был в саду. Видел много яблонь... ».

  24. «Для кого нужен?»
     Логопед предлагает ответить на вопросы: «Для кого нужен скворечник (гнездо, клетка, улей, коровник и т. п. )?»
Ответы детей: «Скворечник нужен для скворцов». И т. п.

  25. «Закрытый букет»
     На наборном полотне нарисованный букет цветов, верхняя часть которого закрыта листом бумаги. Логопед рассказывает о девочке Кате, которой подружки принесли закрытый букет и обещали отдать только тогда, когда она догадается, букет каких цветов у них в руках. Помогите Кате.Ответы детей: «Кате принесли букет тюльпанов (лилий, роз, одуванчиков, ландышей и т. п. )».

  26. «Дружная семья»
     Логопед рассказывает историю о дружной семье, в которой было пятеро детей, и просит ответить, сколько в семье детских вещей, если у каждого ребенка была своя кроватка (тумбочка, подушка, полка, куртка, шуба, шапка, одеяло и т. д. ).
Ответы детей: «В семье было пять кроваток {тумбочек, подушек и т. п. )».

  27. Игра-соревнование «Кто
больше назовет?»
     На наборном полотне изображения леса и зоопарка. Дети делятся на две команды. Им предлагается назвать как можно больше вариантов того, чего может быть много в лесу (для 1-й команды) и в зоопарке (для 2-й команды).
При подборе слов логопед предлагает детям существительные, которые в родительном падеже множественного числа имеют самые разные окончания {корней, листьев, гнезд, птиц, волков, лис и т. п. ).

  28. «Маша и медведь»
     Логопед показывает иллюстрацию к сказке «Маша и медведь» и напоминает ее содержание. Медведь приносил из леса и огорода полную корзинку. А вот чего — ребятам нужно догадаться по своим картинкам (орехи, ягоды, грибы, огурцы, желуди и т. п. ).

  29. «Игра с мячом»
     Логопед объясняет, что каждая мама (даже у зверей) защищает своих детенышей. Предлагается поймать мяч и сказать: «Кого защищает зайчиха (кошка, собака, свинья, медведица, овца и т. п. )?»
Ответы детей: «Зайчиха защищает своих зайчат». И т. п.

 Творительный падеж

  1. «Друзья»
     Логопед предлагает детям рассказать, с кем они дружат в саду и во дворе. Ответы детей: «Я дружу с Олей (Петей, Таней и т. п. )».

  2. «Ответь на вопросы»:
• Чем мама режет хлеб?
• Чем папа пилит дрова?
• Чем ты ешь суп? И т. п.

  3. «Составь предложение»
    На наборном полотне сюжетные картинки. Логопед предлагает составить предложения по картинкам, при этом дает образец предложения: «Ваня косит траву косой».
Примерные сюжетные картинки: Маша ест кашу ложкой. Девочка гонит козу прутиком (веткой). Витя копает грядку лопатой. Мальчик рисует цветок карандашом. И т. п.

  4. «Кто чем питается»
     На детях маски животных. Логопед предлагает рассказать, чем питается медведь (лиса, заяц, ежик, белка, волк, корова и т. п.).
Ответы детей: «Я медведь, я питаюсь медом, ягодами, листьями».

  5. «Цветочный магазин»
     На доске картинки с изображениями цветов. Логопед предлагает купить цветы, при этом спрашивает: «За чем ты пришел в магазин?»
Ответы детей: «Я пришел за розой {розами)». «Я пришел за тюльпаном {тюльпанами)». И т. п.

  6. «Чем можно?»
     Логопед спрашивает: «Чем можно писать (рисовать, красить, пилить, рубить, подметать, копать, причесываться, умываться, вытираться и т. п. ).
Ответы могут быть однословными и полными предложениями.

  7. «Что с чем?»
     У детей картинки, которые они должны назвать. Например: «У меня чашка с блюдцем (корзина с яблоками, стакан с молоком, тарелка с клубникой, и т. п. ).

  8. «Две картинки»
     У детей по две картинки. Логопед предлагает составить предложения по образцу: «Щеткой чистят зубы».
Примерные пары картинок: руки — полотенце; платье — утюг; картина — краски; носки — спицы; ковер — пылесос, и т. п.

  9. «Исправь ошибку»
• Зубы чистят полотенцем.
• Платье гладят пылесосом.
• Картину рисуют щеткой.
• Ткань режут спицами.
• Яму копают пилой.
И т. п.

  10. «Что (кто) где?»
   а) Логопед предлагает детям закрыть глаза и представить реку и мост (цветок и пчелу, лампу и стол, самолет и лес, ковер и диван, и т. п. ) и ответить: «Что над чем? Кто над чем?»
Ответы детей: «Мост над рекой», «Пчела над цветком», и т. п.
   б) Логопед предлагает послушать два слова и ответить на вопросы: «Что
под чем? Кто под чем?»
     Приблизительные пары слов: куст — заяц, мышь — пол, стол — ноги, зеркало — полочка, тапки — стул, голова — шляпа, гриб — дерево, батарея —окно и т п.
Ответы детей: «Заяц находится (сидит) под кустом».

  11. Загадка (выучить)
Мы весной его не встретим,
Он и летом не придет,
А зимою к нашим детям
Он приходит каждый год. (Дед Мороз)

  12. Чем защищаются?

• Еж — иголками;
• Олень —
• Кошка —
• Собака —
• Петух —
• Конь — И т. п.

  13. «Разведчики»
     В группе спрятаны игрушки (самолет пушка, танк, грузовик и т. п.). Отряд разведчиков ищет их. Найдя игрушку, рапортует: «Танк мы нашли под стулом». И т. д.

  14. Любимая профессия
     Логопед уточняет, какие бывают профессии, затем спрашивает: «Кем ты хочешь стать?» Ответы детей: «Я хочу стать врачом (логопедом, поваром и т. п.)».

  15. «Зачем нужны?»
     Логопед просит детей ответить: «Чем мы слушаем (топаем, смотрим, жуем, удивленно пожимаем, держим карандаш, закрываем глаза от пыли и т. п. )?»
Ответы детей: «Мы слушаем ушами (топаем ногами и т. п. )».

  16. «Под чем растут грибы?»
     На наборном полотне картинки с изображением различных пород деревьев и цветов. Логопед спрашивает: «Под чем растут грибы?»
Ответы детей: «Грибы растут под елками {под березами, под дубами, под ландышами и т. п. )».

  17. «В зоопарке»
     На доске картинка с изображением зоопарка и портрет старичка. Логопед рассказывает о дедушке Егоре, который много лет ухаживал за слонами (медведями, жирафами, змеями и т. п.).

  18. «Игра с мячом»
     Перед тем как бросить мяч кому-либо из детей, логопед просит их представить, с чем люди садятся в поезд, но говорить только про много предметов. Ребенок, поймавший мяч, отвечает фразой, например: «Пассажиры садятся в поезд с чемоданами (с сумками, с рюкзаками, с продуктами, с билетами, с документами и т. п. ).

  19. «Бабушкина корзинка»
     У детей картинки, на каждой из которых разные «дары леса» (грибы, ягоды, желуди... ). Логопед показывает красивую корзинку и рассказывает: «Когда я была маленькой, бабушка подарила мне эту корзинку. Корзинка эта не простая, и тому, кто пойдет с ней в лес, обязательно повезет».
Логопед просит посмотреть на свои картинки, представить, что все это дети собрали в лесу, и сказать, с чем была бабушкина корзинка.
Ответы детей: «Корзинка была с желудями (с сыроежками, с орехами, с листьями и т. п. )».

  20. Составить предложение из данных слов
• Девочка, гладить, платье, утюг. (Девочка гладит платье утюгом).
• Дети, украшать, елка, игрушки.
• Мама, чистить, ковер, пылесос
и т. п.

  Несклоняемые существительные

  1. На доске две картинки. На одной изображена шуба, на другой — пальто. Причем вторая картинка обведена красной рамкой.
Задание: заканчивать предложения, добавляя слово в соответствии с показанной картинкой.
• Красивый воротник у шубы... [пальто). Катя вышла на прогулку в... Катя
надела кофту под...
• В коридоре Катя сняла...
Таким же образом сравнить слова сок — какао; телевизор — радио; автобус — метро; рояль — пианино.

  2. Динамическая пауза
     Логопед читает стихотворение, показывая соответствующие движения:
Буратино потянулся, руки в стороны развел,
Низко над землей нагнулся — видно, ключик не нашел.
Чтобы ключ ему достать, надо на носочки встать.
Крепче, Буратино, стой. Вот он, ключик золотой!
После двукратного выполнения упражнения логопед задает детям вопросы, показывая картинку, изображающую Буратино.
— К кому подошел Буратино?
— С кем занималась Мальвина?
— О ком тосковал папа Карло?
— Кому помогал Пьеро? И т. п.
Логопед уточняет, что Буратино,Карло, Пьеро — это тоже неизменяемые слова.

  3. «Письмо от Буратино»
     Логопед показывает детям испачканный конверт. Обнаруживается, что это письмо от Буратино. Логопед предупреждает, что письмо странное (из-за клякс видны только кусочки слов) и без помощи детей его не прочитать. Логопед читает письмо, не произнося окончания несклоняемых существительных.
«Дорогие ребята! Я живу у папы Кар... Мальвина пригласила меня в гости, я поехал к ней на мет.. Мальвина угощала меня вкусным кака... с тортом. Еще Мальвина играла на пиани..., а Артемон танцевал с Пье... А вы ходите друг к другу в гости? Напишите мне, Бурати..., а мы с папой Кар... прочитаем».

  4. На доске схемы предлогов: В, НА, ОКОЛО, К, ПОД
     Детям раздаются картинки: метро, пальто, кенгуру, шоссе, кофе, какао, пианино, Буратино.
Задание: используя схемы предлогов, ребенок должен составить два разных предложения. (Предлоги провоцируют на употребление косвенных падежей существительных. Например: Я иду к метро. Я еду на метро.)

                  Как произносятся звуки Р и Рь в норме?

 


 Звук р - согласный, твердый, дрожащий.

 Звук рь - согласный, мягкий, дрожащий.

                                         Правильная атикуляция звука р заключается в следующем:

  • губы - полураскрыты или же занимают положение, необходимое для произнесения последующего звука (чаще гласного);
  • зубы - разомкнуты;
  • язык - широкий кончик языка поднят вверх к бугоркам за зубами (альвеолам), напряжен, спинка языка приподнята, между нею и нёбом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам;
  • голосовые связки - вибрируют, давая голос;
  • воздушная струя - очень мощная, при выдохе проходит через ротовую полость, попадает на напряженный кончик языка и колеблет его.

    Мягкий звук рь отличается по артикуляции от парного твердого звука р дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу и некоторым продвижением его вперед.

    Из всех звуков русского языка звук р наиболее сложен по образованию, требует точных движений различных частей языка, поэтому его нарушения бывают многообразными.

    Во-первых, звук р может вообще отсутствовать в речи ребенка. В таких случаях речь малыша звучит примерно так: «Ано, ано мы встаем, гомко стоожа зовем. Стоож, стоож, поскоей выходи комить звеей.»

    Звук р может искажаться при произношении. Довольно часто встречается горловое произношение, которое также называют картавостью. Реже можно услышать боковое произношение звука р, при котором вместо правильного звука слышится «рль», или носовое по звучанию похожее на сочетание «нг».

    Кроме того, звук р может заменяться другими звуками. Наиболее часто происходят замены на звуки л, j (й), ы, г, в.

    Каждое нарушение требует отдельного подхода и индивидуальных методов исправления. Logoped.ru обязательно расскажет обо всех в своих последующих выпусках.

    Что же касается причин нарушения звуков р и рь, то их может быть несколько:

  • укороченная подъязычная связка («уздечка»), ограничивающая движение вверх кончика языка и передней части спинки языка;
  • слабость мышц языка;
  • неумение выполнять языком произвольные целенапрвленные движения;
  • нарушения фонематического слуха.