Северный административный округ

Инструктор по физической культуре

Физическое воспитание - это целостная система, в которой сочетается охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физическое развитие. Чем больше мы заботимся о физическом воспитании ребенка именно в раннем возрасте, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком в будущем.

Физическое воспитание - это целостная система, в которой сочетается охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физическое развитие. Чем больше мы заботимся о физическом воспитании ребенка именно в раннем возрасте, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком в будущем.

Никакой другой  возраст  не связывает так тесно  физическое воспитание с общим развитием, как в первые годы жизни ребёнка. В период раннего детства  у малыша закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.

ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

Физическое воспитание детей раннего возраста способствует укреплению здоровья, обеспечению оптимального физического развития, расширению функциональных возможностей развиваю­щегося организма, формированию точных двигательных навыков и основных движений, а также развитию качества движений. Оно помогает выработать у детей привычку к специальным заня­тиям физическими упражнениями, воспитывает любовь к спорту.

Одним из средств физического воспитания являются физические упражнения. Л.Г. Голубева выделяет 5 задач по развитию движений ребенка с 1 года 2 месяцев до 3-х лет, которые решаются с помощью специальных упражнений:

  1. Обучение правильной ходьбе. Правильная ходьба вырабатывается путем постепенного (по мере тренировки) сужения дорожки (от 30 до 10 см), по которой ходит ребенок.
  2. Развитие чувства равновесия. Учить ребенка ходить по ограниченной поверхности, поднимая ее на определенную высоту.
  3. Профилактика плоскостопия. Правильному формированию стопы способствуют ходьба боси­ком, по наклонным плоскостям и специальные упражнения.
  4. Формирование правильной осанки (укрепление мышц спины и
    живота). Выполняются упражнения: ползание на четвереньках, подлезание под различные поверхности и перелезание через них.
  5.          Развитие координации движений. Выполняются специальные упражнения: перешагивание, пере­прыгивание и т.п.

Помимо задач развития движений детей раннего возраста на заня­тиях решаются другие задачи:

  1. Учить ориентироваться в пространстве;
  2. Расширять двигательный опыт;
  3. Активизировать познавательную деятельность детей;
  4. Приобщать к совместной деятельности;
  5. Воспитывать самостоятельность;
  6. Учить преодолевать трудности;
  7. Развивать творчество в движении;
  8. Развивать сенсорные способности;
  9. Обучать работе на несложных спортивных снарядах.

Формы организованной двигательной деятельности ребенка второго и третьего года жизни в течение дня

Вид двигательной деятельности

Время

Главная воспитательная и физиологическая задача

Необходимые условия

Подвижные игры

 

10 мин или 2 раза в день по 10 мин

Формировать с 1,5 -летнего возраста умение сочетать движения с окру­жающими детьми, предметами, т.е., воспитывается умение реагировать на сигнал, развиваются волевые процессы, умение действовать оп правилам, принимать на себя роль, взаимодействовать в коллективе.

Любые пособия и правила игры, хорошее настроение детей.

Музыкальные занятия (ритмика)

2 раза в неделю по 10 мин

Воспитывать чувство ритма, музыкальный слух,

Соответствующее помещение, музыкальное сопровождение, эмоциональный подъем детей

Гимнастика после сна

Ежедневно 5 мин сразу после сна

Провести пробуждение  детей в соответствии с гибким режимом дня и индивидуальным подходом к психофизиологическим особенностям каждого ребенка.

Сразу после пробуждения от сна, необходимо создать  психологический комфорт.

Утренняя гимнастика

Ежедневно 5-6-мин.

Развивать точность движений. Конкретно воздействовать на мышцы.

Вырабатывать двигательные навыки

Обязательное наличие гимнастических пособий, пособий для подвижных игр, элементарные спортивные снаряды.

Непосредственно образовательная деятельность по формированию движений и физической культуре

Два-три раза в неделю по 10 мин.

Прививать любовь к физическим упражнениям, развивать волевые процессы, точность движений, обучение работе на несложных спортивных снарядах.

Специальное помещение, обязательное наличие гимнастических пособий, пособий для подвижных игр, элементарные спортивные снаряды.

Из истории.

В рабовладельческой Древней Греции выделялись особые системы воспитания: спартанская и афинская. В условиях сурового военного строя жизни земельной аристократии воспитание в Спарте носило ярко выраженный военно-физический характер. Идеалом был выносливый и мужественный воин. Спартанская система воспитания представляет собой (наряду с афинской) одну из двух основных педагогических систем, сформировавшихся в эпоху классической Греции, и оказавших влияние на становление и развитие всей древнегреческой педагогики.

Воспитательный процесс в Спарте, по Плутарху, начинался с самого рождения ребенка и, по сути, не зависел от воли отца, – Спартанец-отец обязан был показывать новорожденного ребенка совету старейшин. Растить его дальше разрешалось только в случае, если совет находил его жизнеспособным. Тех же, кого сочли слабыми, сбрасывали в ущелье с горы Тайгет. Оставшихся детей не пеленали, чтобы они с течением времени закалялись. Детей приучали ходить босыми и играть вместе, как правило, без одежды. Они не принимали теплых ванн и не умащались благовониями (за исключением нескольких дней в году). Спали они все вместе на постелях, сделанных из тростника, собранного собственными руками без помощи ножа.

Воспитание девочек в Спарте, в соответствии с общей тенденцией развития этой страны, мало отличалось от воспитания мальчиков. На первом месте стояли физическая сила и выносливость девочек, ведь их готовили в матери будущих граждан-воинов. Девочки занимались гимнастикой наравне с мальчиками, упражнялись в беге, метании диска, даже борьбе. Поскольку они должны были участвовать в религиозных торжествах, их учили пению и танцам.

Воспитание в Афинах предполагало интеллектуальное развитие и развитие культуры тела. Кроме физической подготовки, принимались меры по развитию умственных способностей. Развитую систему эстетического и этического воспитания афиняне органически увязывали с физической культурой. В то же время физическая подготовка для девочек сводилась к орхестрике.

Гимнастика – это древнегреческая система физического воспитания, которая включала в себя: бег, прыжки, борьбу, плавание и многие другие, ставшие сегодня отдельными виды спорта. Гимнастика объединила военное обучение, традиционные обряды и танцы в физическую культуру, основными задачами которой были: эстетическое, военное, гигиеническое и нравственное воспитание человека.

1. Детские игры (от 1 до 7 лет). Начиналось физическое воспитание с простых упражнений - игры с мячом, бег, метание диска, копья и другие упражнения, развивающие ловкость.

2. Палестра (залы для борьбы). Военная подготовка – кулачный бой, борьба, бег с оружием, верховая езда, метание камней, стрельба из лука, плавание и традиционные бег и прыжки в длину. Бегали не по замкнутому кругу, а стадии (около 200м) туда и обратно, имитируя движение греческих боевых порядков (считается, что стадии придумал Геракл и учредил Олимпийские игры каждые 5 лет, по числу прибывших в Олимпию идейских братьев).

3. Орхестрика (сформировалась из древних обрядов и ритуальных танцев). На данном этапе подготовки учили ловкости и лёгкости движений. Игры с мячом, акробатические упражнения, боевые и обрядовые танцы. Орхестрика была одновременно вводным и дополнительным обучением к палестре.

Физическое воспитание детей в Древней Греции входило составной частью в воспитание гражданина. Вот почему работа педагога почиталась очень высоко, воспитателей выбирали среди наиболее заслуженных и образованных людей. Платон в молодости сам участвовал в Истмийских играх. Лаврового венка за победу в кулачном бою удостоился великий Пифагор. Обладателем высших наград за спортивную доблесть был знаменитый философ Сократ.

 Многие философы Древней Греции сознавали благотворное влияние физического воспитания на  здоровье детей и взрослых. Аристотель и Платон говорят о необходимости физического воспитания с самого раннего детства посредствам разнообразных игр. Аристотель указывает на важность движения для детей в раннем возрасте и советует поощрять подвижные игры. Также, по его мнению, не стоит мешать громкому плачу детей, так как “это является для них своего рода гимнастикой”. И если Аристотель видит в играх только лишь пользу для физического здоровья, то у Платона несколько другой подход: он настаивает на ведении преподавания посредствам игры: “Человек ... должен с малолетства упражняться то в виде забавы, то всерьез, во всем, что к этому (к будущей жизни) относится. Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроем, тот в играх должен: первый - обрабатывать землю, второй - возводить какие-нибудь постройки”. Как видно из приведенной выше цитаты Платон не воспринимал физическое воспитание в чистом виде: оно у него носит несколько социальный характер.

В трудах Платона мы встретим советы для беременных женщин для лучшего развития «утробного младенца», законы для кормилиц по уходу за детьми до трех лет: «…младенца надо лепить, словно он сделан из воска, пока он гибок, и пеленать до двухлетнего возраста. Точно так же и кормилиц мы под страхом наказания принудим законом постоянно выносить младенца в поля, или к святилищам до тех пор, пока он не сможет сам стоять на ногах». Также Платон говорит о необходимости физического воспитания девочек. Для того, чтобы во время войны женщины могли защищать родной город с оружием в руках, а не «прятаться в святилищах и плакать».

На Руси развитие физических сил  организма тоже  имело целью подготовить подрастающее поколение к труду или войне. По убеждению князя Владимира Мономаха: «Земной мир - это мир сложной действительности, в котором успех жизни зависит от настойчивости и работоспособности, формирующихся под влиянием воспитания». При этом труд он ставит в обязанность всякому: «Человек должен всегда чем-то заниматься, где бы он ни находился, даже в пути, на коне. По возможности дети должны все сами делать для себя и не затруднять других: рано просыпаться, помогать в доме, в боевом походе не снимать оружия, быть бдительными». Идея защиты отечества явилась основой для разработки Мономахом стройной системы военно-физического воспитания. Главное в военно-физическом воспитании, - по его словам, - тренировка. Лучшая школа тренировки - охота (ловы). Основная цель - путем тренировок обеспечить развитие у будущих воинов таких волевых и нравственных качеств, как сила, выносливость, быстрота, подвижность, смелость, отвага и храбрость. Сумма перечисленных князем примеров приводит и к другому выводу: «Нельзя воспитать у юношей отвагу и смелость, не поставив их в такие условия, в которых они могли бы проявить эти качества.

Карион Истомин (его букварь издан в 1694 г.) считал обязательным начинать воспитание с раннего детства, совмещать художественное и физическое развитие, приучать детей к полезному труду. В его рукописи «Домострой», он также рекомендовал детям, «отрады ради», играть в полезные для физического развития игры

Среди педагогов эпохи позднего Возрождения, одним из первых  к пониманию необходимости физического развития детей пришел Я. А. Коменский. Повествуя о вопросах физического воспитания в произведении «Материнская школа», он писал: « И как наша жизнь - огонь, а огонь, немедленно гаснет, если не будет иметь притока воздуха и постоянного движения, то и дети, по необходимости должны иметь свои ежедневные упражнения и движения».

В систему раннего физического воспитания Я.А.Коменский вносил:

  • Здоровье и поведение беременной женщины: «…женщины должны заботиться о себе, чтобы как-нибудь не повредить своему ребёнку. Поэтому они должны соблюдать воздержание и умеренность, чтобы объядением и опьянением или несвоевременным постом, очищениями, кровопусканиями, простудами и пр. не изнурять себя и не подрывать своих сил или чтобы не губить и не ослаблять своего ребёнка».
  • Вопросы физического воспитания в раннем детстве.
  • Вопросы грудного вскармливания и правильного питания: «…вместе с молоком, детей можно постепенно приучать к другой пище; разумно, однако, начинать с такой пищи, которая более близка к естественной. Эта пища должна быть мягкой, сладкой, легко перевариваемой. А как только их можно будет отнять от груди, их нужно питать подобною же пищей, приготовляя её, однако, в умеренном количестве, а именно — хлебом, маслом, кашами, какими-либо овощами, водою и лёгкими фруктовыми напитками».
  • Особое мнение о закаливании. Советовал избегать лекарств, оберегать детей от ушибов, травм, защищать от переохлаждений и перегрева, а также приводил примеры пользы физических упражнений.
  • Большое значение в процессе физического воспитания придавал умению возбуждать положительные эмоции.  "Веселое настроение - половина здоровья" - часто говорил он и настойчиво призывал к тому, чтобы у детей не было недостатка в удовольствии от движений, для чего предлагал специальные приемы и способы. Скажем, на первом году жизни настроение ребенка поднималось мерным качанием в колыбели, ласковыми прикосновениями и массирующими поглаживаниями материнских рук, пением, манипуляциями с погремушкой, ношением на руках по дому, двору или саду, нежными объятиями, поцелуями и т.д.».

Для концепции Джона Локка по вопросам физического воспитания, было характерно стремление к рационализму и полезности. В работе «Мысли о воспитании» он высказывал: «Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и другим тому остается желать немногого; а кто лишен хотя бы одного, того лишь в малой степени может компенсировать, что бы то ни было иное. Счастье или несчастье человека большей частью является делом его собственных рук».

Локк говорил о решающем влиянии среды на воспитание, необходимости учета естественных склонностей ребенка, формирования у него здорового тела и духа.

Джон Локк предлагает тщательно разработанную систему физического воспитания будущего джентльмена. Физическое развитие будущего джентльмена стояло у Локка едва ли не на первом месте. Он утверждал, что спортивно-игровой метод воспитания, является основным методом воспитания подростков. Джон Локк подробно описывает приемы закаливания, обосновывает значение строгого режима в жизни ребенка, дает советы об одежде, пище, прогулках, занятиях спортом). Подобные слова говорятся и в отношении закаливания. Оно должно было начинаться с самого раннего детства, чтобы тело ребёнка привыкло к действию неблагоприятных температур. ”Первое, о чём следует заботиться – это чтобы дети ни зимою, ни летом не одевались и не прикрывались слишком легко”.

«ШКОЛА  МЯЧА» для детей раннего возраста (1-3 года)

         До сих пор  люди не могут точно сказать, где и когда появился в мире МЯЧ.  Мяч – одна из самых древних и любимых  игрушек у детей.   Археологи  и в наше время  находят  на раскопках древних городов предметы, отдаленно  напоминающие по внешнему виду современные мячи.

В дошкольном образовательном учреждении  мяч-  это не только игрушка и забава для дошколят, но и   необходимый элемент  спортивных игр в будущем. Первое знакомство  с мячом является важнейшей формой психофизического  развития ребенка.  Можно только удивляться,  замечая какое разнообразие впечатлений и действий может давать малышу обычный мяч. Простейшие, на наш взрослый взгляд, действия  с мячом, в действительности  оказываются исключительно  полезны.

         Бросание, и ловля, метание укрепляют мышцы плечевого  пояса, туловища, мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткости, игры с мячом развивают наблюдательность, концентрацию внимания, ловкость, ритмичность и  точность движения.

         Мяч – предмет для великого многообразия действий  Маленький ребенок   может завороженно рассматривать и нескончаемо долго поворачивать перед собой мяч или другой  предмет , бросать его, выпуская его из руки , отталкивать игрушку кистью. Все эти действия доставляют малышу огромную радость и удовольствие, но обхватывать и удерживать круглые предметы малыш  может уже к 4-5 месяцам, а вот выпускать из рук, катать и бросать  одной или двумя руками, толкать ногой или головой гораздо позже

          Мяч- средство общения. Постепенно  из самодостаточной игрушки мяч становится средством общения. Еще не говорящий малыш приглашает взрослого поиграть с ним в мяч.  Взрослый  показывает, что с мячом можно

выполнять разнообразные действия, помогая малышу приобрести собственный двигательный опыт, умение общаться с мячом: держать его в двух или одной руке, обхватывая пальцами, отталкивать, катать, бросать. После многочисленных повторений у малыша появляется «чувство мяча» Выполняя различные действия с мячом, малыш познает свойства, форму, цвет  самого предмета

Зачем же  играть?

         Основная цель игр с мячом в раннем возрасте- помочь малышу научиться  выполнять разнообразные действия с мячами разного размера ( маленький мяч, который он может удержать в одной руке или большой надувной, который можно удержать только двумя руками) , катать, ловить, и целенаправленно бросать, пользоваться клюшкой или палочкой  для толкания, закатывания. При кажущейся простоте – все эти игры требуют внимания, хорошей координации, умения управлять своими движениями .При выполнении задания  с мячом и  игрушками из разных материалов, малыш упражняясь, принимает разные позы, совершенствует свои   движения, приобретает уверенность и самостоятельность, ему предоставляется возможность  научиться  ориентироваться  на величину предмета (они приносят   большие и маленькие мячи)  Работая с мячами разного размера у малышей развивается тактильное восприятие  В процессе игр с мячом,  малыши учатся не  только называть сам предмет, но и понять  его назначение  в игре.

Как выбирать мяч?

         Мяч должен  быть удобен и не вызывать у малыша слез и страх от ощущения собственной неловкости

          Прыгучесть. Прыгучими   могут быть  не только резиновые мячи. Но и  хорошо набитые шерстяные. Мяч  «непрыгучий»  может быть мячом  «катучим»

         Тяжесть / легкость  Для ребенка , только начавшего ходить, тяжелый  футбольный  мяч из-за своего веса и большого размера просто не может быть игрушкой. Для малыша очень важно научиться соразмерять силу удара с тяжестью мяча. Это дает хороший опыт управления собой и предвидения результата уже в самом раннем возрасте

          Цвет Несмотря на то, что дети обращают внимание на яркие цвета, не стоит пичкать малышей едкими  броскими анилиновыми красками. Цветовосприятие глаза лучше развивается на сочных открытых цветах радуги, их вариантах и оттенках в пастельных тонах.

         Качество поверхности очень важно  для тактильного восприятия. Чем больше будет  натуральных материалов, тем богаче  станет опыт ребенка  в действиях с ними

Окраска Надо обращать внимание  на то.  чтобы мяч не линял и не красился, при ударе по нему краска  не  отколупывалась

          Размер\диаметр мячей.    6-8см 8-10см, 10-12см,  12-18см, 15-18 см и 40см, а также можно предлагать вязаные мячи, клубочки с «хвостиком», массажные с разной длиной «колючек»

А   теперь поиграем!

В соответствии  с Федеральными государственными требованиями,   программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» может быть реализована в каждом образовательном учреждении  как   основная  образовательная программа , в которой  том числе , подробно  раскрыта возрастная специфика и особенности развития малышей, определены  задачи  воспитания и обучения детей раннего возраста

В содержании психолого-педагогической работы программы ,  отдельно выделено направление «Физическая культура» , где поставлены задачи для гармоничного физического развития детей. Решение  программных образовательных задач по физической культуре  возможно только   при  целенаправленном  влиянии педагога на ребенка. Формы, методы воспитания малыша   предусматривают  совместную деятельность взрослого и  ребенка, как в организованной  двигательной  деятельности , так и самостоятельной.

         В период пребывания  ребенка в группах раннего возраста, педагогу необходимо обращать внимание не  только на личностное и психическое   развитие малыша, но и  на развитие  основных движений, таких как ходьба, бег,  ползание. лазанье, катание, бросание, метание, прыжки, упражнений в равновесии.

         Развитие движений у детей второго и третьего года жизни постепенно совершенствуются  Дети  овладевают разными видами ходьбы, учатся бегать, прыгать, бросать и ловить предметы.  Перед педагогом стоит  задача  помочь малышу овладеть всеми видами движений   Одним из особо значимых в этом возрасте  движений является  ходьба. Это  основной, естественный способ передвижения в пространстве. Под влиянием  ходьбы   ребенок становится  более ловким и выносливым  В этом возрасте дети очень любят  бросать, катать, наполнять корзины мячиками,  Простое катание мяча с наклонной поверхности  удивительно радует малыша., потому что он сам запускает  движение,  а уж само это движение зависит  от непостижимого  пока для детского сознания угла наклона и качества поверхности самого мяча. Радость открытия ребенок хочет повторять снова и снова. После 1,6 лет  малыш получает огромное удовольствие  от подбрасывания мяча вверх, или  броска мяча куда-нибудь в любом направлении! Позже ,малыш сможет бросать мяч или другие  предметы  более целенаправленно  Катание,  бросание, ловля и метание мяча  в цель и вдаль представляют для детей большой интерес. Разнообразные упражнения с мячом ( катание с  горки, между воротцами, по узкой дорожке, друг другу, «змейкой», подбрасывание мяча вверх, вперед, вниз ударяя о пол, бросание мяча в обруч,  бросание мяча через палку, ленту, бросание мяча вдаль из разных исходных положений, бросание в горизонтальную цель разных предметов, бросание и ловля мяча и многое другое) способствуют укреплению кисти рук и пальцев, развивают глазомер, координацию движений, усиливают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной,  нервной систем организма.

         Игры и упражнения с мячом:

  • Собери мячики и шарики
  • поймай воздушный шар
  • поиграем с шарами
  • бросай мяч обеими руками
  • маленькие и большие
  • перебрасывай мешочек
  • бросай мяч в корзину
  • подбрасывание мяча двумя руками
  • катание мяча на полу  широко расставив ноги
  • перекидывание мяча
  • игра «баскетбол»
  • игра 2поводи мяч»
  • игра «лови мяч»
  • догони мяч
  • лови мяч. бросай мяч
  • перебрось мяч одной рукой
  • перебрось мяч двумя руками
  • брось мяч в корзину, обруч
  • лови мяч
  • воротца
  • прокати мяч по скамейке
  • лови и бросай- упасть не давай!
  • брось и догони
  • мячик-ежик
  • скати с горки
  • поймай- прокати
  • мячи в корзине
  • попади в круг
  • красный- синий
  • мяч в домике